Татьяна, г. Мурманск

«С кем поведешься»….

Если Вы уже читали о наших приключениях-путешествиях на гору Вавнбед в августе месяце, то это продолжение, только зимний вариант.

Пожалуй, надо начать с того, что никаких путешествий и никаких приключений в моей жизни могло бы и не быть, если бы в 2001 году я не познакомилась с Оксаной, и если бы судьба не сблизила нас, и если бы она не занялась туризмом,и …. Но рассказывать об Оксане – это отдельная история.

Еще в августе после той незабываемой по насыщенности и полноте полученных противоречивых ощущений поездки мы запланировали зимнюю рыбалку. К слову сказать, у Оксаны много запланированных и незапланированных мероприятий, но вот у меня в виду нежелания моих домашних поддерживать такие авантюры, походные мероприятия происходят крайне редко.

Чем ни зима для севера – МАРТ. Самая что ни на есть зима. А в этом году, особенно. Решили организовать поездку на женский праздник. Я потихоньку начала покупать кое-какую экипировку – спальник и т.п. Но, праздничная поездка сорвалась. Все перенеслось на прошлые выходные – 22-23 марта.

С погодой нам безумно повезло. Солнечно, морозец слабый. Из Ловозера на буранах, с прицепленными к ним волокушам мы добрались до знакомого уже по летней поездке домику. Первое удивительное для меня (коренного местного жителя, ездившего все детсятво на рыбалки…)открытие – поверхность озера, оказывается, неровная. Видимо, я слишком много смотрю мультики, там озеро – это гладкая и прозрачная поверхность. А на самом деле очень шероховато. Такое ощущение, что на озере был шторм с волнами и в это время обрушился мороз, который так и заморозил волны со своими гребешками.

В доме еще прохладно. Рубим дрова, топим печку-буржуйку, разводим костер. Не знаю поймут ли меня те, кто любит сидеть дома перед теликом.. Но это так классно - солнце, ветра нет, снег от слабого морозца искрится, просторы просто одурманивают своей мощью и величием, тишина просто оглушает и каждое сказанное в полсилы слово разносится далеко-далеко, ты ощущаешь себя чем-то единым с этой безумной могучей силищей…. Хочется молчать и при этом высказывать все сови чувства, а от того, что ты занимаешься делом получаещь ощущение отдыха… А как красиво… Можно просто стоять с фотоаппаратом и снимать все, что тебя окружает и с каждым новым моментом видеть, что мир еще красивее.

У меня было ощущение, что я попала в детство. То ли потому, что внегородские условия крайне редкое для меня состояние, а часто сталкиваться с ними мне приходилось только в детстве. То ли потому, что ощущаешь семя ребенком, пасующим перед чем-то более совершенным и значимым.

Вода из лунки, черпается кружкой. Неспеша вышагиваем по тропинкам кто с чайником, кто с бидончиком, кто с ведерком. Чувствую себя какой-то нелепой в этих широких валенках, заботливо подшитых моим папой с кожаной заплаткой только на одном их них. Накутанная как капуста, здесь, где все натурально, целостно и как-то откровенно, ощущаешь себя абсолютно нагой и при этом не пошлой и вызывающей, а просто «своей»…

Мужчины уже разожгли костер, поставили вариться лосятину, готовят угли для шашлыка. Пока ощущаешь себя не совсем при деле. Хочется какой-то активности….

На другой стороне озера отдыхают туристы. Катаются на оленях, снегоходах, периодически садятся возле лунки и делают вид, что рыбачат. А на самом деле просто наслаждаются всем, что их окружает.

Очень люблю наблюдать как работают мужчины… Не просто работают, а занимаются настоящим крестьянским трудом – рубят дрова, перетаскивают тяжести…. Особенно приятно, когда видишь, что все движения отточеные и ловкие. Когда все мелочи не продуманно удобны, а просто впитаны в организм с молоком матери. Мужчины там целостные. Простые в общении, но не пустые внутри, откровенные в выражениях, но хранящие свои секреты – не потому, что надо что-то скрывать, а потому что человек должен быть до конца неразгадан, непосредственные как дети, но при этом безумно мужественные. Они не смеются над неумением других людей делать что-то абсолютно элементарное в их понятии – просто помогают, они не робеют переспросить что-то непонятное из лексикона «городских». Они - натуральные, настоящие.

Я впервые в жизни пилила бензопилой. Признаюсь, смотреть со стороны более приятное зрелище. Ребята заботливо выбрали мне самую тонкую елку, держали ее с двух сторон и подбадривали… Ощущения захлестывают. Все несложно, просто было как-то страшновато. Не знаю почему.

Вечером поставили 11 донок на налима. Потом ждали 10 часов вечера при свете керосинки, за байками и анекдотами, чтобы проверить поймался ли кто-то. Очень смешная рыбалка. Доехали на буране, на лбу у главного рыбака фонарик, остальные ориентируются по его отсвету. Ходим толпой по пятам за профессионалами. Проверяем. В одной лунке показалась голова налима. Тут же фотосессия. Хорошо, что можно медленно доставать улов (налим глубоко заглатывает наживку, поэтому вероятность того, что он сорвется – минимальна). В 10 вечера это был единственный «заблудший» налим, который нам попался. Надеялись, что через час их активность увеличится. Но, в 11 попался еще один и все… Оказывается, мороз крепчал, давление менялось, а это напрямую связано с активностью рыб.

К 2-м часам ночи мы угомонились. В домике приятно тепло. Мы в спальниках. Хорошо!

Под утро стало холодать. Печка остывает быстро. Слышно было как растапливается печка, как ставится чайник… но просыпаться нет никаких сил. В 7 утра трубят подъем. Встать-то можно, но проснуться… Почистить бивни получилось по-царски – теплой водой, а вот умыться… ледяной, зато пробуждение моментальное.. Но выгляжу я просто …. – опухла так, как –будто всю ночь пила и черти-чем занималась, прическа «Нильса» - чертовски привлекательна. Уже готов чай, горяченный, как я люблю… На улице – 25.

По планам мы должны час проехать на буранах до места рыбалки, потом сам процесс и столько же обратно. Учитывая, что накануне в -7 за 15 минут езды мы немного подзамерзли, в – 25 перспектива рисовалась еще менее радужной. Решили изменить маршрут и подождать восхода солнышка, чтобы было потеплее.

Надели на себя все, что было привезено. Двигаться немного трудновато, но мы же не на соревнования собрались. Сонышко уже взошло. Ярко, красиво. Едем на буранах. Выбираем место… Я не спросила, но видимо, нет какого-то принципа в определенни места бурения лунок. Попыталась одну пробурить… Со стороны кажется, что это все очень легко и так ловко… у меня не получилось. «Настроили» удочки. Сидим. Мороз такой, что лунка постоянно затягивается льдом. Поплавок похож на балерину в пачке – посередине тонкая ледяная пластинка. Как оказалось позднее, шансов на улов у нас почти не было при такой погоде. Но мы усердно сидели склонившиль над лунками в ожидании чуда. Даже десантирование в другой район озера не принес желаемых результатов. После горячего чая и «свежемороженных» бутербродов мы все-таки приняли волевое решение о сворачиваниии сего действа. Некоторые подзамерзли. Настроение отличное, погода чудесная, компания классная, что еще нужно для счастливо проведенных выходных?...

О компании. Нас шестеро – двое проводников, Оксанина семья из троих человек и я. А еще у нас был любимец – пес Най. Невысокий, кареглазый, рыжий дворняга, острые ушки, хвост крючком. Умный. Ездит на буране за хозяином, выполняет все команды. Вовка пробурил лунку возле бурана, расстелил оленью шкуру и «колдует» над удочкой. Най попрошайничает у нас бутерброды. Хозяин зовет: «иди грей меня». Най срывается от столь желанных вкуснятин, запрыгивает на шкуру и прижимается к хозяину. Так трогательно.

Опьяненные чистым воздухом, согретые после морозца возле печки, удовлетворенные только от того, что сорвались из городской суеты в девственную природу, возвращаемся домой.

Такое ощущение, что все это только приснилось. На душе спокойно и легко. Мозг обостренно реагирует на окружающий мир, он «перезагружен». Накопившийся недосып не раздражает. Так хорошо….